Эбен Паган: Перед началом этого раздела я хотел бы кое-что вам прочитать. Это книга под названием «Психология возможной эволюции человека» Питера Успенски, Успенски, «Психология возможной эволюции человека». Это небольшая книжка, физически небольшая, 130 страниц или около того, 128 страниц. Доллар за доллар и фунт за фунт – это одна из самых ценных книг, которые вообще можно купить. Я постоянно к ней возвращаюсь, и обычно она всегда со мной, когда я преподаю, и я часто на нее ссылаюсь, так как прямо в самом начале он выкладывает самое важное. И я зачитаю вам отрывок из «Психологии возможной эволюции человека».
Страница 11. «Истина на самом деле заключается в том, что прежде чем приобрети новые способности и силы, которыми человек в настоящее время не обладает, он должен обрести способности и силы, которыми он также не обладает, но которые он себе приписывает. Это значит, что он полагает, будто они у него есть и он может их применять и контролировать. Это и есть недостающее звено и самый важный момент. Путем эволюции, как описано ранее, который является путем, базирующимся на усилиях и помощи, человек должен приобрести качества, которыми, как он полагает, он уже обладает – но относительно которых он себя обманывает.
Чтобы лучше это понять и узнать, в чем заключаются эти способности и силы, которые может приобрести человек, как совершенно новые и неожиданные, так и те, которыми, как он воображает, он уже обладает, нам нужно начать с общего знания человека о себе. И здесь мы сразу же подходим к очень важному факту. Человек не знает себя. Он не знает собственных пределов и собственных возможностей. Он даже не знает, как велика та степень, до которой он себя не знает.
Человек изобрел множество механизмов, и он знает, что если машина очень сложна, то иногда может потребоваться несколько лет, прежде чем человек ее освоит и сможет ее контролировать. Однако это знание он не применяет к себе. И это при том, что он сам является намного более сложной машиной, чем все, что он изобрел.
У человека существует множество ошибочных идей относительно самого себя. Во-первых, он не осознает что он, в сущности, является машиной. Как это понять – что человек является машиной? Это означает, что ни внутри себя, ни вне себя он не может совершать независимых движений. Он – машина, которая приводится в движение внешними воздействиями и внешними импульсами. Все его движения, действия, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли вызываются внешними воздействиями. А сам он представляет собой лишь автомат с определенным набором памяти о предыдущем опыте и определенным запасом энергии. Мы должны понимать, что человек ничего не может сделать».
Я подумал, что сегодня мы начнем с этой мысли. О чем он здесь говорит? И как это поможет нам начать? Ок, человек – это машина, и я ничего не могу с этим поделать, и все находится вне меня. Да, Успенский обучался у человека по фамилии Гурджиев, который был действительно странным и пошел гораздо дальше. И суть этой философии заключается в том, что все мы машины – по сути своей, роботы-шимпанзе, расхаживающие туда-сюда. Мы развили в себе эту невероятную силу, которая позволила нам сочинить в своей голове историю о том, что мы не машины, чтобы воспринимать все как результат выбора, как будто это Я принимаю решения и Я все контролирую.
Но на самом деле все мы спим, даже когда бодрствуем. И вопреки интуиции, для того, чтобы проснуться, нам нужно осознать, что мы на самом деле за машины. Когда вы на самом деле можете каждую минуту видеть этому подтверждение, видеть свое сходство с машинами, замечать, как вы автоматически реагируете на ситуации в жизни и замечать тот механизм, который создает иллюзию сознательного выбора и воли – как бы иронично это ни звучало, но именно так мы можем начать просыпаться и управлять.
В последнее время я много думал и проводил много исследований на тему группового разума, или суперобщества. Я много думал о том, как один человек по отношению ко всем остальным людям выступает как отдельный нейрон по отношению ко всему мозгу. И о том, что мы просто не можем функционировать вне общества, и что все, чем мы являемся, мы берем от других представителей своей культуры.
Когда на прошлой неделе я ездил в округ Колумбия на собрание, я вышел, чтобы купить еды. Я вышел из здания и пошел к другому зданию. И это было вроде как приключение. И рядом со мной шла женщина, она тоже собиралась купить еды. И я спросил: «Вы знаете, где продается еда?». И она сказала – «Да». Я сказал – «Ок, тогда покажите мне». И мы пошли вместе. И через несколько минут мы поняли, что она интересуемся всеми этими странными вещами. А она – студентка выпускного курса, изучающая как раз эту область социальной Вселенной – назовем ее социологией.
И я рассказал ей о том, что думаю. И она сказала: «Да, я тоже много об этом думала». И она сказала: «Я пришла к тому, что личности - нет». И я сказал: «Да, как раз это я и пытаюсь сказать. Правильно – личности нет. Существует несколько видов, которые развились до этих суперобществ – колоний. Одни из них – это муравьи, возможно, самый многочисленный и преуспевающий вид. На Амазонке на территории одной квадратной мили около 20-30 % биомассы составляют муравьи. Муравьи великолепны. Если взять из колонии отдельного муравья и поместить его одного в незнакомом месте, он очень быстро погибнет, не в состоянии выжить без своей колонии.
Миллион муравьев вместе, подчиняясь всего нескольким парадоксальным простым правилам общения и поведения, могут делать невероятные вещи. Они могут переместить всю колонию целиком, они могут принимать групповые решения, куда и когда двинуться. Они снова могут возвести различные части своей колонии. Они могут выращивать молодняк, идти на войну и совершать другие удивительные вещи. И они действуют как единая сущность. Осы и пчелы также живут в своих ульях как колонии или сообщества. Единственное известное нам млекопитающее, помимо человека, которое делает то же самое – это голый землекоп, весьма странное маленькое создание.
Есть замечательный документальный фильм Эррола Морриса под названием «Быстро, дешево и вне контроля», который вам стоит посмотреть. Один из героев там – реальной странный парень, который любит голых землекопов и создал у себя дома настоящую колонию землекопов. Посмотрите на них. Они очень странные.
Но когда вы начинаете все это изучать, вы смотрите на это и говорите: «О, вау, мы, люди, делаем то же самое. Мы развиваемся, чтобы создать супер-общества, где мы все будем полностью связаны друг с другом. Мы совсем недавно, всего несколько минут назад в своей истории, вышли из маленьких колоний численностью примерно 150 или 100-200 человек. А если вы начнете изучать примитивные группы, к примеру, яномами, или прочитаете об антропологах, которые отправляются туда и изучают эти группы, вы поймете – вау, это как раз наш размер. Существуют множество социальных и бизнес идей, которые основаны как раз на подобных исследованиях.
Мы не привыкли иметь дело с таким огромным количеством людей и вступать в такое количество отношений. И все эти различные общества сталкиваются друг с другом – и нам приходится эволюционировать. Нам приходится осваивать новые методы мышления и новые способы действия. И здесь перед нами встают новые интересные задачи.
Ок, почему я вообще обо всем этом говорю – что человек – это машина, супер-общества и разум улья? Потому что я думаю: когда вы поймете эту точку зрения, немного об этом подумаете, вы начнете замечать, что когда человек встает утром с постели, он во многом делает то же, что делал и днем раньше. Люди думают почти такие же мысли, ощущают почти те же эмоции в ответ на те же события. Они очень, очень, невероятно предсказуемы. Но если вы попробуете им это сказать, они ответят: нет, я не такой. Я личность. Смотри, у меня и туфли не такие, как у тебя. Я сам выбираю, что мне делать.
И я думаю, что из этого вы можете извлечь два интересных урока, которые можно будет применять в бизнесе. Один из них заключается в том, что если вы действительно поймете, насколько сильно влияют на вас окружающие, вы сможете оказать существенное влияние на себя и на собственную эволюцию.
Великое откровение, которое исходит из всех этих исследований и из всей сферы саморазвития, заключатся в том, что каждый из нас в сущности является средним арифметическим всех людей, которые нас окружают. Хотите знать, сколько денег человек зарабатывает в год? Поговорите с пятью его самыми близкими друзьями и спросите, сколько они зарабатывают. Вычислите среднюю величину. Хотите знать, в какой физической форме находится человек? Поговорите с его пятью самыми близкими друзьями и выясните, в какой форме находятся они. Понимаете, что я имею в виду? Хотите знать, каково место человека в жизни – поговорите с пятью его самыми близкими друзьями, вычислите среднюю величину – и получите результат.
Итак, мы это слышим и говорим: о, это интересно. Обычно люди говорят так: ну, я не могу избавиться от своих друзей, они на меня разозлятся. Или – как это сделать? Или что-то еще. Но здесь таится невероятное прозрение, которое заключается вот в чем: если вы хотите кем-то стать, если хотите изменить какую-то часть своей жизни – найдите пять человек, которые этого уже достигли, и поместите себя в их среду. И то, чего вы хотели, произойдет автоматически. Это просто произойдет само по себе.
У Стивена Кови есть модель, которую он применяет. Это не его модель – это стандартная модель, через которую мы все проходим в процессе эволюции. Сначала мы зависимы, затем эволюционируем до независимых, а в конечном итоге эволюционируем до взаимозависимости. Большинство из тех, кого я встречал, застряли на стадии зависимости. Они даже не имеют понятия о том, что такое независимость. Они не знают, что такое иметь здоровые ограничения. Они не знают, что такое быть самодостаточным. Они не знают, что это значит – смотреть в глаза другому человеку и говорить: «Я собираюсь сделать твою жизнь более эффективной, я бы хотел, чтобы ты сделал более эффективной мою. Я знаю свои права и ограничения, и я хочу знать, какие права и ограничения у тебя. И я действительно хочу, чтобы мы работали вместе и удовлетворили потребности друг друга». И кстати, это независимость. Они даже не знают, что это такое, и тем более не знают, что такое взаимозависимость, которая представляет собой новый уровень слияния, потерю ощущения «Я» и эгоцентризма, возможность действительно идентифицировать себя со всеми и со всем и быть в состоянии увидеть все перспективы.
Когда мы зависимы, мы можем говорить: ты делаешь мне плохо. И мы действительно в это верим. Ты делаешь мне плохо. И самое странное с определенной точки зрения здесь то, что на самом деле в этом есть доля истины. Так как когда человек спит и не знает ничего другого, вы можете делать то, что предсказуемо заставит его чувствовать себя плохо. И он будет ощущать себя плохо, так как он живет в режиме зависимости. Он винит внешние факторы и не хочет брать на себя ответственность. Для них это реально. Ты делаешь мне плохо.
И когда я говорю – возьмите на себя ответственность помочь другому человеку взять на себя ответственность, на самом деле я имею в виду – помогите им дойти до независимости. Помогите им узнать о таких вещах, как ограничения, о простых вещах, к примеру, о личных границах, о том, чтобы уметь сказать «нет» и отлично себя при этом чувствовать, знать, что означает «нет», быть уверенным, что можешь выжить и в одиночку, и т.д.
Страница 11. «Истина на самом деле заключается в том, что прежде чем приобрети новые способности и силы, которыми человек в настоящее время не обладает, он должен обрести способности и силы, которыми он также не обладает, но которые он себе приписывает. Это значит, что он полагает, будто они у него есть и он может их применять и контролировать. Это и есть недостающее звено и самый важный момент. Путем эволюции, как описано ранее, который является путем, базирующимся на усилиях и помощи, человек должен приобрести качества, которыми, как он полагает, он уже обладает – но относительно которых он себя обманывает.
Чтобы лучше это понять и узнать, в чем заключаются эти способности и силы, которые может приобрести человек, как совершенно новые и неожиданные, так и те, которыми, как он воображает, он уже обладает, нам нужно начать с общего знания человека о себе. И здесь мы сразу же подходим к очень важному факту. Человек не знает себя. Он не знает собственных пределов и собственных возможностей. Он даже не знает, как велика та степень, до которой он себя не знает.
Человек изобрел множество механизмов, и он знает, что если машина очень сложна, то иногда может потребоваться несколько лет, прежде чем человек ее освоит и сможет ее контролировать. Однако это знание он не применяет к себе. И это при том, что он сам является намного более сложной машиной, чем все, что он изобрел.
У человека существует множество ошибочных идей относительно самого себя. Во-первых, он не осознает что он, в сущности, является машиной. Как это понять – что человек является машиной? Это означает, что ни внутри себя, ни вне себя он не может совершать независимых движений. Он – машина, которая приводится в движение внешними воздействиями и внешними импульсами. Все его движения, действия, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли вызываются внешними воздействиями. А сам он представляет собой лишь автомат с определенным набором памяти о предыдущем опыте и определенным запасом энергии. Мы должны понимать, что человек ничего не может сделать».
Я подумал, что сегодня мы начнем с этой мысли. О чем он здесь говорит? И как это поможет нам начать? Ок, человек – это машина, и я ничего не могу с этим поделать, и все находится вне меня. Да, Успенский обучался у человека по фамилии Гурджиев, который был действительно странным и пошел гораздо дальше. И суть этой философии заключается в том, что все мы машины – по сути своей, роботы-шимпанзе, расхаживающие туда-сюда. Мы развили в себе эту невероятную силу, которая позволила нам сочинить в своей голове историю о том, что мы не машины, чтобы воспринимать все как результат выбора, как будто это Я принимаю решения и Я все контролирую.
Но на самом деле все мы спим, даже когда бодрствуем. И вопреки интуиции, для того, чтобы проснуться, нам нужно осознать, что мы на самом деле за машины. Когда вы на самом деле можете каждую минуту видеть этому подтверждение, видеть свое сходство с машинами, замечать, как вы автоматически реагируете на ситуации в жизни и замечать тот механизм, который создает иллюзию сознательного выбора и воли – как бы иронично это ни звучало, но именно так мы можем начать просыпаться и управлять.
В последнее время я много думал и проводил много исследований на тему группового разума, или суперобщества. Я много думал о том, как один человек по отношению ко всем остальным людям выступает как отдельный нейрон по отношению ко всему мозгу. И о том, что мы просто не можем функционировать вне общества, и что все, чем мы являемся, мы берем от других представителей своей культуры.
Когда на прошлой неделе я ездил в округ Колумбия на собрание, я вышел, чтобы купить еды. Я вышел из здания и пошел к другому зданию. И это было вроде как приключение. И рядом со мной шла женщина, она тоже собиралась купить еды. И я спросил: «Вы знаете, где продается еда?». И она сказала – «Да». Я сказал – «Ок, тогда покажите мне». И мы пошли вместе. И через несколько минут мы поняли, что она интересуемся всеми этими странными вещами. А она – студентка выпускного курса, изучающая как раз эту область социальной Вселенной – назовем ее социологией.
И я рассказал ей о том, что думаю. И она сказала: «Да, я тоже много об этом думала». И она сказала: «Я пришла к тому, что личности - нет». И я сказал: «Да, как раз это я и пытаюсь сказать. Правильно – личности нет. Существует несколько видов, которые развились до этих суперобществ – колоний. Одни из них – это муравьи, возможно, самый многочисленный и преуспевающий вид. На Амазонке на территории одной квадратной мили около 20-30 % биомассы составляют муравьи. Муравьи великолепны. Если взять из колонии отдельного муравья и поместить его одного в незнакомом месте, он очень быстро погибнет, не в состоянии выжить без своей колонии.
Миллион муравьев вместе, подчиняясь всего нескольким парадоксальным простым правилам общения и поведения, могут делать невероятные вещи. Они могут переместить всю колонию целиком, они могут принимать групповые решения, куда и когда двинуться. Они снова могут возвести различные части своей колонии. Они могут выращивать молодняк, идти на войну и совершать другие удивительные вещи. И они действуют как единая сущность. Осы и пчелы также живут в своих ульях как колонии или сообщества. Единственное известное нам млекопитающее, помимо человека, которое делает то же самое – это голый землекоп, весьма странное маленькое создание.
Есть замечательный документальный фильм Эррола Морриса под названием «Быстро, дешево и вне контроля», который вам стоит посмотреть. Один из героев там – реальной странный парень, который любит голых землекопов и создал у себя дома настоящую колонию землекопов. Посмотрите на них. Они очень странные.
Но когда вы начинаете все это изучать, вы смотрите на это и говорите: «О, вау, мы, люди, делаем то же самое. Мы развиваемся, чтобы создать супер-общества, где мы все будем полностью связаны друг с другом. Мы совсем недавно, всего несколько минут назад в своей истории, вышли из маленьких колоний численностью примерно 150 или 100-200 человек. А если вы начнете изучать примитивные группы, к примеру, яномами, или прочитаете об антропологах, которые отправляются туда и изучают эти группы, вы поймете – вау, это как раз наш размер. Существуют множество социальных и бизнес идей, которые основаны как раз на подобных исследованиях.
Мы не привыкли иметь дело с таким огромным количеством людей и вступать в такое количество отношений. И все эти различные общества сталкиваются друг с другом – и нам приходится эволюционировать. Нам приходится осваивать новые методы мышления и новые способы действия. И здесь перед нами встают новые интересные задачи.
Ок, почему я вообще обо всем этом говорю – что человек – это машина, супер-общества и разум улья? Потому что я думаю: когда вы поймете эту точку зрения, немного об этом подумаете, вы начнете замечать, что когда человек встает утром с постели, он во многом делает то же, что делал и днем раньше. Люди думают почти такие же мысли, ощущают почти те же эмоции в ответ на те же события. Они очень, очень, невероятно предсказуемы. Но если вы попробуете им это сказать, они ответят: нет, я не такой. Я личность. Смотри, у меня и туфли не такие, как у тебя. Я сам выбираю, что мне делать.
И я думаю, что из этого вы можете извлечь два интересных урока, которые можно будет применять в бизнесе. Один из них заключается в том, что если вы действительно поймете, насколько сильно влияют на вас окружающие, вы сможете оказать существенное влияние на себя и на собственную эволюцию.
Великое откровение, которое исходит из всех этих исследований и из всей сферы саморазвития, заключатся в том, что каждый из нас в сущности является средним арифметическим всех людей, которые нас окружают. Хотите знать, сколько денег человек зарабатывает в год? Поговорите с пятью его самыми близкими друзьями и спросите, сколько они зарабатывают. Вычислите среднюю величину. Хотите знать, в какой физической форме находится человек? Поговорите с его пятью самыми близкими друзьями и выясните, в какой форме находятся они. Понимаете, что я имею в виду? Хотите знать, каково место человека в жизни – поговорите с пятью его самыми близкими друзьями, вычислите среднюю величину – и получите результат.
Итак, мы это слышим и говорим: о, это интересно. Обычно люди говорят так: ну, я не могу избавиться от своих друзей, они на меня разозлятся. Или – как это сделать? Или что-то еще. Но здесь таится невероятное прозрение, которое заключается вот в чем: если вы хотите кем-то стать, если хотите изменить какую-то часть своей жизни – найдите пять человек, которые этого уже достигли, и поместите себя в их среду. И то, чего вы хотели, произойдет автоматически. Это просто произойдет само по себе.
У Стивена Кови есть модель, которую он применяет. Это не его модель – это стандартная модель, через которую мы все проходим в процессе эволюции. Сначала мы зависимы, затем эволюционируем до независимых, а в конечном итоге эволюционируем до взаимозависимости. Большинство из тех, кого я встречал, застряли на стадии зависимости. Они даже не имеют понятия о том, что такое независимость. Они не знают, что такое иметь здоровые ограничения. Они не знают, что такое быть самодостаточным. Они не знают, что это значит – смотреть в глаза другому человеку и говорить: «Я собираюсь сделать твою жизнь более эффективной, я бы хотел, чтобы ты сделал более эффективной мою. Я знаю свои права и ограничения, и я хочу знать, какие права и ограничения у тебя. И я действительно хочу, чтобы мы работали вместе и удовлетворили потребности друг друга». И кстати, это независимость. Они даже не знают, что это такое, и тем более не знают, что такое взаимозависимость, которая представляет собой новый уровень слияния, потерю ощущения «Я» и эгоцентризма, возможность действительно идентифицировать себя со всеми и со всем и быть в состоянии увидеть все перспективы.
Когда мы зависимы, мы можем говорить: ты делаешь мне плохо. И мы действительно в это верим. Ты делаешь мне плохо. И самое странное с определенной точки зрения здесь то, что на самом деле в этом есть доля истины. Так как когда человек спит и не знает ничего другого, вы можете делать то, что предсказуемо заставит его чувствовать себя плохо. И он будет ощущать себя плохо, так как он живет в режиме зависимости. Он винит внешние факторы и не хочет брать на себя ответственность. Для них это реально. Ты делаешь мне плохо.
И когда я говорю – возьмите на себя ответственность помочь другому человеку взять на себя ответственность, на самом деле я имею в виду – помогите им дойти до независимости. Помогите им узнать о таких вещах, как ограничения, о простых вещах, к примеру, о личных границах, о том, чтобы уметь сказать «нет» и отлично себя при этом чувствовать, знать, что означает «нет», быть уверенным, что можешь выжить и в одиночку, и т.д.